Как исчезают тротуары

Тротуары, тротуары – нету слева, нету справа. Примерно такая переделка поэмы Твардовского настойчиво звучит в голове, когда волей-неволей оказываешься на второстепенных улицах города Вязники – например, в частном секторе. Идёшь по левому краешку дороги (в соответствии с ПДД – навстречу едущему транспорту), и уповаешь на благоразумие водителей. Что и говорить, а нелегка жизнь вязниковского пешехода!

Нет, оговоримся сразу: в Вязниках тротуары есть и их даже строят! Образец – улица Стахановская, где сейчас полным ходом идут дорожные работы. Жители в буквальном смысле не нарадуются.

Но таких примеров – по пальцам сосчитать (вспоминаются улицы Комсомольская и Ленина, где относительно недавно появились благоустроенные пешеходные зоны). Но кто задавался вопросом, а сколько городских тротуаров кануло в Лету?

Возьмём улицу Хорохонова (следующая за Комсомольской). Сказать, что она оживлённая – не сказать ничего. Хороший асфальт позволяет водителям развивать чудовищные (по городским меркам) скорости, а вот спасительные островки для пешеходов на улице есть не везде. Почти половина Хорохонова – от съезда с Комсомольской до пересечения с Герцена – без тротуара, но когда-то он был! Старожилы помнят и пешеходную дорожку, и бордюрный камень…

А сегодня ходить по Хорохонова реально страшно. А ходить приходится. Студентам – в колледж, и молодым родителям с детьми – в детский сад.

Нет, никто не крал тротуар и даже специально не расширял проезжую часть, отбирая жизненное пространство у пешеходов. Дорога сама расширилась и взяла своё, когда за тротуаром элементарно перестали следить. Причём такое – в самых разных частях города. Годами копившийся слой пыли и грязи скрывает многие вязниковские тротуары. Однако если взять лопату и как следует копнуть этот слой, то под ним обнаружится асфальт.

А где-то и копать не надо – куски старого асфальта всё ещё выпирают немыми свидетелями былого благоустройства. Почему сегодня все убеждены в том, что на улице Большой Московской (горе, ведущей к стеле) пешеходная зона была только с одной стороны? А напротив – не было, что ли?

Понятно, когда и почему исчезли тротуары. Случилось это в 90-х годах прошлого века, когда не только Вязники, но и все остальные города некогда

могучей страны в буквальном смысле выживали. Было, как говорится, не до жиру и не до безопасности пешеходов. Но почему бы сегодня всё не вернуть? Строить новые тротуары хорошо, но надо и восстанавливать старые. И не делать вид, что их никогда не было (примерно такой ответ услышал от одного чиновника, а ещё – рассуждения о «невозможности технического решения»).

И вновь возвращаюсь к теме. Все беды оттого, что за тротуарами не следят. Проворонили городские коммунальные службы – не подмели их летом, не поскребли совковой лопатой. Как следствие – осенняя грязь и зимние бугры наледи. О разрушающемся асфальтном полотне я уже не говорю…

А перед глазами всплывает картинка из детства, как я иду по пешеходной дорожке по улице Хорохонова – на карусели за ДК. А мамины каблучки оставляют следы в нагретой солнцем асфальтной массе. В форме подковы – на счастье, наверное…

Автор: Максим Беспалов.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий