Вязниковская Крестовоздвиженская церковь

К востоку от старых Вязников, рядом с бывшей деревней Толмачёво, поглощённой быстро растущим гордом, в конце XVIII столетия была построена Крестовоздвиженская церковь, которой много позже судьба отвела роль главного городского храма.

Во вновь образованном на Мининой горе городе Ярополче была поставлена деревянная церковь в честь Архистратига Михаила – предтеча нынешнего Троицкого храма. В этой церкви отпевали усопших горожан, да свозили их на погребение на пустырь, что был когда-то примерно в одной версте восточнее городских стен. Так образовалось кладбище, на котором были похоронены несколько поколений яропольцев. Менялся облик церквей Ярополча, их посвящение и, наконец, к 1761 году было полностью закончено строительство каменной Троицкой церкви, существующей и по сей день, а на старом кладбище не было даже и часовенки.

Так продолжалось довольно долго. Шло время и вот уже Вязники императрицей Екатериной II объявлены уездным городом, а Ярополч превратился в угасающую слободку. Вероятно, мысль о возведении кладбищенской церкви давно зародилась у прихожан и священнослужителей Троицкой церкви. Но средств на это попросту не было. Требовались крупные вложения – уж очень хотелось поставить каменный храм. И такой «доброхотодатель», способный взять на себя строительство каменной церкви, нашёлся. Им стал вязниковский купец Василий Иустинович Водовозов, взявшийся от щедрот своих покрыть расходы на закупку материала, найм строителей и выдачу им жалованья, а по окончании строительства – на снабжение церковной утварью. Конечно, прихожане тоже участвовали в возведении так нужного им храма, но их пожертвования были очень малы.

После необходимой процедуры получения разрешения на строительство, епископ Суздальский и Владимирский Виктор (Анисимов) благословил возведение и подписал храмозданную грамоту.
В 1794 году давняя мечта яропольцев – каменный об одной главе кладбищенский храм – был закончен и освящён в честь Воздвижения Креста Господня. Но это была не та церковь, которую мы привыкли видеть сегодня. Тогда был возведён лишь холодный храм, без придела и колокольни. Церковь приписали к Троицкому храму Ярополчской слободы. Отпевание усопших происходило здесь лишь в тёплое время года и с наступлением холодов печальные обряды возвращались в Троицкий храм, ведь кладбищенская церковь не отапливалась.

Следует отметить, что купец В.И. Водовозов прославился в Вязниках и позднее, когда уже на городском кладбище в 1806 году им была построена каменная Покровская церковь. Строились на средства вязниковского купца храмы и в уезде…

Вязники,Крестовоздвиженская церковь,
Крестовоздвиженская церковь в начале XX столетия

В 1810-х годах при холодной церкви появился небольшой придел с двумя престолами. Освятили их в 1812 году во имя мученика Иустина Философа и во имя Черниговских чудотворцев – Михаила и Феодора.

Спустя полвека Крестовоздвиженская церковь снова поменяла свой облик. На средства вязниковских купцов Ивана и Осипа Сеньковых тёплая трапеза была перестроена, увеличена, и с запада к ней пристроена трёхъярусная колокольня.

Богослужения в церкви совершались в праздничные и воскресные дни по-прежнему причтом Троицкого храма. Из клировых ведомостей второй половины XIX столетия и описания церкви видно, что недостатка она ни в чём не испытывала. А про наличие храмовой утвари сказано: «очень достаточна». Особым почитанием среди прихожан пользовалась икона Корсунской Божией Матери древнего письма.

Но настал 1917 год, принесший хаос и разорение. Началось разграбление храмов с их последующим закрытием и зачастую уничтожением. Поборы с приходских религиозных общин были повсеместны. Не устояла и Крестовоздвиженская церковь. В 1937 году она была закрыта.

Несколько раз приходилось слышать о том, что не закрывался храм вовсе и из разоряемых в округе церквей свозили сюда иконы, хранящиеся тут и ныне. Неправда это. Осквернили кладбищенскую церковь, надругались над ней. Всё убранство, вся утварь, все иконы были растащены. В стенах церкви устроили кузницу. Побывала она – как же без этого – и складом. В годы войны стал Крестовоздвиженский храм тюрьмой для пленных чехов и румын. А на кладбище при церкви в братских могилах хоронили умерших от ран красноармейцев – тогда практически все Вязники были превращены в большой тыловой госпиталь.

Сразу после Великой Отечественной войны из Москвы пришло радостное известие. В октябре 1945 года Крестовоздвиженская церковь была открыта. Указ об этом подписал сам «всесоюзный староста» М.И. Калинин. Почти сразу же после открытия в храм была принесена Казанская икона Божией Матери, издавна находившаяся в Казанском соборе, разрушенном в 1929 году. Икону тогда укрыла одна из вязниковских семей, возвратившая реликвию во вновь открытую церковь. К слову, сравнительно недавно приезжали в Вязники учёные мужи, исследовавшие Казанскую икону. Вывод их был однозначен: образ тот самый, писанный старцем Иоакимом и приложенный в первую слободскую вязниковскую церковь. Но скептики продолжают утверждать, что обретённая после войны икона – всего лишь один из ранних списков с образа 1622 года, прославившегося на всю Россию более чем тремя сотнями чудес…

На многие десятилетия храм стал единственной действующей церковью в городе, пережив вторую волну репрессий. По рассказам вязниковцев, в те времена, когда Хрущёв пообещал «показать последнего попа», у входа в церковь стояли некие личности, фотографировавшие входящих туда людей. Потом эти фотографии вывешивались в центре города с целью опозорить, очернить прихожан. Не вышло. Не получилось. Люди продолжали ходить в храм, а партийные чиновники всех мастей в своих кабинетах лишь скрипели зубами в бессильной злобе.

Всё это время церковное кладбище продолжало действовать, пока места на нём совсем не осталось. Последние захоронения были сделаны в 1960-е годы. Единичные погребения совершались и позже, но тогда уже было открыто новое кладбище на восточной окраине города.

Вязники,Крестовоздвиженская церковь,
Крестовоздвиженская церковь в 1960-1970 гг.

26 июля 1991 года Вязники посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II «с сонмом епископов и священства», сопровождавший переносимые в Дивеево мощи преподобного Серафима Саровского. Рака с мощами на один день была помещена в Крестовоздвиженскую церковь для поклонения. Тысячи вязниковцев и гостей города заполнили близлежащие улицы. Это было необычайное событие и завораживающее зрелище для провинциального города: ГАИ с проблесковыми маячками, милиция в оцеплении, десятки автобусов и машин сопровождения, волны народа в праздничном одеянии, пение духовенства, заглушаемое людским гомоном. И главное действо, происходящее где-то там, далеко, за церковной оградой. Каждый тогда чувствовал себя причастным к чему-то особенному, важному…
Крестовоздвиженская церковь, или «толмачёвская», как её теперь называют вязниковцы, продолжает оставаться главным храмом города, являя собой образец благолепия. В чистоте и порядке поддерживается храм, церковная ограда и территория кладбища. Среди более чем десятка старинных надгробий сохранились памятники над прахами именитых горожан и уважаемых жителей города, среди которых вязниковский городничий П.В. Любецкий, «статский генерал» А.А. Акимов, начальник депо станции «Вязники» почётный гражданин Ф.Б. Ланге, врач И.И. Палеховский. Также известны места погребений «повивальной бабки» Е.М. Сурской-Осиповой, педагогов Е.А. Венеранской, Н.С. Максимова, К.Н. Орловского, врачей Е.Г. Тихоновой, П.В Булгакова, родителей Героев Советского Союза Антошкина и Мочалова, супруги знаменитого вязниковского зубного врача С.М. Борухсон, брата храмоздателя А.И. Водовозова, протодиакона Н.Б. Цветаева и десятков других горожан. О месте погребения многих из них до сих пор нигде не было сказано ни в местной прессе, ни в краеведческой литературе и публицистике.

Не забыты места захоронений умерших в годы войны красноармейцев. Над каждой из братских могил установлена доска с именами погребенных.

В заключение хотелось бы назвать священников, служивших в церкви уже после её открытия в 1945 году, когда каждое богослужение было подвигом и всё также оказывалось давление на священнослужителей, членов их семей и прихожан. Список неполный и составлен по воспоминаниям уже пожилых ныне вязниковцев, но само наличие его говорит о том, что все эти люди оставили о себе Память.

Протоиерей Сергий Васильевич Нефёдов, служил в 1949-1951 гг. погребён у северной стены храма.

Евгений Никифоров и фронтовик священник Шепотин служили в 1952 году.

Протоиерей Александр Щербаков служил в 1952-1953 гг.

Иоанн Оливков, Димитрий Крылов, Василий Крикунов, Александр Переверзев, священники о. Аполлинарий и о. Алексий, фамилии которых, к сожалению, забыты.

Протоиерей Лонгин Тарановский, служивший в 1960-1990 гг. Этот батюшка имел все положенные священнику награды, вплоть до открытых Царских врат. Во времена сталинских гонений он был репрессирован в Западной Украине и пробыл в заключении 10 лет. Освободившись, о. Лонгин продолжил своё служение в Ивановской епархии, причём был бесприходным священником. Своё назначение в Крестовоздвиженский храм Л. Тарановский получил благодаря случайной встрече с… начальником колонии, в которой отбывал заключение. Выйдя за штат, бывший вязниковский священник уехал к себе на родину в Украину, где вскорости и умер, находясь, как поговаривают, за чертой бедности. Когда в Вязники пришло известие о кончине Тарановского, в Украину выехал о. Роман Кметь, чтобы совершить должный обряд погребения, полагающийся заслуженному протоиерею.

Более 50 лет старостой церкви была Елизавета Александровна Максимова.

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий