Никольская церковь села Кувезино

Садимся в транспортное средство, мчим через Мстёру в Пантелеево, откуда сворачиваем налево и, спустя три километра и десяток минут терпения, попадаем в Кувезино – неприметное село вдалеке от крупных транспортных магистралей, кои не докучают чадом и шумом двигателей. Спряталось, маленькое… Глядя сейчас на него, никак не скажешь, что историей своей оно превосходит иные вязниковские селения, имена коих на слуху.

РУКОМОЙНИК, ГРОЗНЫЙ, ПОТОМКИ КОБЫЛЫ, ДА КОШКИ

Первым известным владельцем села был носик рукомойника. Именно так трактуют исследователи прозвище Льяло, от коего произошли князья Льяловские из славной княжеской ветви Стародубских. В 1569 году по завещанию князя Семёна Ивановича Льяловского вдова его – княгиня Евфросинья – передала Кувезино московскому Симонову монастырю. Между прочим, князь Константин Фёдорович Стародубский, прозвищем Льяло, бок о бок с князем Московским и великим князем Дмитрием Ивановичем рубил вражьи головы на Куликовом поле. Он и стал родоначальником князей Льяловских.

Ну так вот, село передано столичному монастырю. Однако в 1572 году оно встречается в духовной грамоте царя Ивана IV Васильевича Грозного. Прихватил Кувезино себе царь. Но, как бы то ни было, позже оно снова упоминается в собственности симеоновских монахов до самого XVIII столетия. Тогда только-только в Ропше был убит Пётр III, а на престол взобралась Екатерина II. В 1764 году она учинила монастырскую реформу, упраздняя худые обители, да земли монастырей вместе с поселениями переводя в пользование Коллегии экономии. Сиречь, в свои собственные. Немка, что тут говорить…

Так Кувезино стало селом государственным, находясь во владении династии Романовых, что были потомками бояр Андрея Кобылы и Фёдора Кошки. Этот многоумный Фёдор Кошка являлся доверенным лицом Дмитрия Донского, советчиком его. Пока князь Дмитрий, да князь Константин Льяло-Стародубский утирали пот на Куликовом поле, прародитель царской династии Кошка оставался управляющим в Москве.

БОЖИЙ ХРАМ

Упоминание Кувезина с самых иваногрозновских времён селом всегда показывало наличие там церкви. Подробных её описаний не сохранилось. Но, например, в 1790-е годы она упоминается деревянной в селе при пруде. Несомненно, таковым храм был и ранее, пока в 1810 году не началось каменное строительство. Инициатором его стали церковный староста крестьянин Василий Яковлев и крестьянин деревни Мальчихи Алексей Фёдоров, а ещё крестьянин деревни Степановой Яков Кондратьев. Прочие прихожане также жертвовали на строительство каменной церкви и потом в документах зачастую так и писалось: построена тщанием прихожан. Без имён. В 1815 был построен тёплый придел и в конце мая освящён в честь Вознесения Господня, а в 1822 году главный престол освящён во имя святителя и чудотворца Николая. Церковь увенчала одна глава, да при ней построена колокольня. Позже храм окружила деревянная ограда с кирпичными столбиками.

Ни село, ни окрестные приходские деревни никогда не были многолюдными. Например, в 1790-е годы в Кувезино значилось 20 дворов с 48 душами мужеска и 50 – женска пола. В 1859-м в 22 дворах мужчин – 37, женщин – 35. В 1873 году вообще 13 хозяйств. От того и богатство кувезинского храма было духовным. За всю его историю не встречается упоминаний о мало-мальски ценных богослужебных предметах или иконах в дорогих окладах. Значительные денежные вклады делать было некому и подарки дорогие не на что. В 1870 году прихожане замахнулись выделять на содержание причта, состоявшего из священника и псаломщика, 500 рублей и 140 мер хлеба в год, да не справились с обещанием: самим бы выжить. И это, несмотря на то, что многие из кувезинцев подались за длинным офенским рублём.

СЛУЖИТЕЛИ БОЖИИ

За бедностью прихода и недостатком содержания в 1880 году причт при Никольском храме был упразднён, а богослужения в нём совершали священники из соседнего ковровского села Овсянниково.

Последним «родным» священником в Кувезино стал Феофан Васильевич Добровольский – сын диакона, с 1845 года служивший во священническом сане. До определения в 1870 году в Кувезино, помыкался о. Феофан по епархии. Был увольняем за штат, отрешаем от должности и временно допускаем к алтарю. Есть такой тип людей, притягивающий неприятности на свою э-э-э.… рясу. Вот Феофан Васильевич был такого рода. Так, в Рождествино Владимирского уезда спустя 11 лет после своего назначения он повздорил с местным землевладельцем и был уволен. Штрафован 5 рублями за порубку церковного леса в 1857-м. В шуйском селе Кузнецово получил выговор за неуважение к настоятелю и неприличные разговоры во храме. В 1865 году снова уволен за утайку переданных во храм денег. В Суздальском уезде за провинности состоял под надзором благочинного. Был уволен из меленковского села Польное, вызвав там неудовольство прихожан. В общей сложности о. Феофан до Кувезина сменил 10 мест. В Кувезино же задержался до самого упразднения причта. То ли исправился, то ли на безрыбье рак – щука…

А в 1846 году в Кувезино, женившись на дочери тамошнего священника Никифора Острова, определён молодой иерей Василий Петрович Туторский. После он служил в Ковровском уезде и стал известен как один из первых историков ковровской земли, опубликовав в 1857 году статью «Исторические заметки и предания о г. Коврове».

С 1854 по 1860 годы в Никольском кувезинском храме служил Михаил Егорович Эдемский – потомок старинного ковровского рода священнослужителей. После он выбыл из Владимирской епархии, соблазняясь прелестями священства в золотоносной Сибири, но вернулся, закончив жизнь заштатным священником села Карачарово Муромского уезда. В Кувезино у о. Михаила родился сын Василий, оставивший духовную стезю предков и выучившийся на лекаря. Скончался он надворным советником в 1893 году в звании доктора медицины, состоя младшим ординатором Дворцового госпиталя в Гатчине и врачом при Императорской охоте. Царским лекарем стал сын кувезинского батюшки!

ТОЧКА ИЛИ ЗАПЯТАЯ?

В 1930 году была поставлена точка в истории церкви в Кувезино. Храм после отказа от него верующих был закрыт. По бедности своей не могла община прихожан платить государству огромные налоги на проведение богослужений. Колокольня пошла на кирпич, употреблённый местным колхозом. Ограда тоже растаяла. Сам храм чудом уцелел и дожил до наших дней в сильно повреждённом состоянии. У него до сих пор цела главка, увенчанная крестом, дающим надежду, что та точка в истории церкви одного из старейших вязниковских сёл обратится запятой.

Ирши ГУК, «Вязниковское вольное краеведческое общество им. протоиерея К.А. Веселовского».

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий