Общество

Малокомплектные школы: быть или не быть

Доктор Вет

класс
Школы, где обучаются всего два-три десятка учеников, стали новой реальностью современной России. Чаще всего это сельские учебные заведения. В Вязниковском районе малокомплектных школ несколько, в том числе в Сергиевых-Горках и деревне Октябрьской.

При этом в сельской местности сохраняется тенденция сокращения числа как воспитанников в детских садах, так и учеников в школах. Прокомментировать ситуацию попросили начальника управления образования администрации Вязниковского района Галину Рогову:
— В 2015-2016 учебном году в Сергиево-Горской школе обучалось всего 32 человека: 9 учеников в начальной школе, 23 – в основной; выпускается 9 девятиклассников, в пятый класс приходит один ученик.
класс
Не лучше обстоят дела и в Октябрьской школе №2. Из 37 учеников здесь нет ни пятиклассников, ни восьмиклассников. Соответственно, на следующий учебный год не будет 6-го и 9-го классов.
Вот и занимаются в школах классы «комплектами» — например, ученики пятого, шестого и седьмого классов учатся одновременно с одним педагогом в одном кабинете. Возникает вопрос: «О каком качестве современного образования в таких условиях может идти речь?!».
Сергиево-Горская школа – старое одноэтажное деревянное здание с печным отоплением. Неблагоустроенные туалеты. Средств на восстановление и реконструкцию здания, где с каждым годом будет уменьшаться число учеников, никто не выделит. Новую школу в ближайшие десятилетия здесь тоже никто не построит — нет перспективы. Получается, что в первой четверти 21 века вязниковские дети учатся в условиях если не позапрошлого, так уж точно прошлого столетия.
— Решить эту неприятную ситуацию можно достаточно легко, — рассказывает Галина Александровна. – При наличии двух школьных автобусов и хорошей асфальтированной дороги мы можем подвозить школьников и из Сергиевых-Горок, и из деревни Октябрьской в Паустово, где есть большая, современная школа, рассчитанная более чем на 200 человек. Сейчас же в ней обучаются порядка 100 учеников, и школа легко может принять ещё столько же.
Интересно, что сегодня Паустовская школа — одно из немногих образовательных учреждений района, соответствующих всем современным требованиям: кабинеты оборудованы всем необходимым для учебного процесса, у каждого учителя автоматизированное рабочее место. В наличии — мультимедийное оборудование. Сейчас в школе строится одна из самых современных спортивных площадок — скалодром, аналогов которому нет в районе. Паустовская школа — одна из немногих, не допустивших неудовлетворительных оценок во время итоговой аттестации (за 9 класс) в минувшем учебном году. По результатам экзаменов качество образования составляет почти 50%.
Казалось бы, в чём тогда проблема? Слово — Галине Роговой:
— Родители учащихся Сергиево-Горской школы категорически против её закрытия. Хотя от этого все только выиграют. Ученики получат больше возможностей для общения со сверстниками, смогут почувствовать свою конкурентоспособность, проанализировать, насколько их уровень знаний и оценки соответствуют уровню знаний сверстников. Когда ребёнок учится один, ему не за кем тянуться, не с кем себя сравнить, нет перед глазами примера для подражания. Не будет и разновозрастных, разно­уровневых классов-комплектов. Несмотря на все наши доводы, родители остаются при своём мнении. Закрыть сельскую школу силовым решением, без согласования с местным населением, мы не можем.
Понять родителей я могу только в одном. Скорее всего, они боятся, что закрытие школы на селе приведёт к вымиранию и самого населённого пункта. Однако подтверждения этому, по моему мнению, нет. Такие населённые пункты как Шатнево, Галкино, Большевысоково и при отсутствии школ по-прежнему живы. А подвоз детей до образовательного учреждения – это сегодня общепринятая практика во всём цивилизованном мире.
Рано или поздно мы всё равно к этому придём. Численность детей школьного возраста в удалённых деревнях в ближайшие годы резко не вырастет. Многие современные родители, заинтересованные в качестве получаемых ребенком знаний, его адаптации в окружающем мире, самостоятельно переводят детей в более крупные, современные школы. В том числе и городские.
Видимо, сегодня многим родителям сельских школьников надо поставить перед собой один-единственный вопрос: что для их детей важнее — высокий уровень качества знаний в конкурентоспособной среде или учёба ближе к дому? Ответить на него честно. И смириться с моментами, кажущимися на первый взгляд неудобствами…

Автор: Елена Анатольева
По материалам газеты «Маяк»

Оцените статью
[Всего голосов: 0 Средний: 0]
Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
закрыть
Закрыть
Закрыть
error: Alert: Content is protected !!