25 августа — народный праздник Фотя Поветенный, День святого огня

Народный праздник Фотя Поветенный отмечается 25 августа (12 августа по старому стилю) каждого года.

В этот день православная церковь чтит память мучеников Аникиты и Фотия.

Другие названия праздника: День святого огня, Праздник огня, День мучеников Фотия и Аникиты, Никита.

Праздник установлен в честь мучеников Аникиты и Фотия, которые приходились друг другу дядей и племянником. Аникита был военным сановником в Никомидии во времена императора Диоклетиана (конец 3 — начало 4 веков).

С 25 августа возможны первые заморозки в воздухе. Крестьяне в этот день занимались уборкой поветей: раскладывали летнюю упряжь, соху, борону.

Мученики Аникита и его племянник Фотий были родом из Никомидии. В Никомидии, городе Вифинской области, нечестивый царь Диоклитиан (284–305) поднял открытое гонение на христиан; среди города по его приказанию были выставлены орудия для мучений: мечи, сечки, рожны, железные ногти, сковороды, колеса, котлы и другие бесчеловечные изобретения подобного рода; были приготовлены и звери; всем этим Диоклитиан хотел устрашить призывающих имя Христо­во. Во все концы Римского царства он разослал грозные указы, которыми повсюду повелевалось гнать христиан, – мучить и убивать их, при этом на Единородного Сына Божия изрекались многие хулы.

В это время в Никомидии жил один благородный и знатный комит, по имени Аники­та. Исполнившись ревностью по Боге, он явился к царю и безбоязненно исповедо­вал Господа Иисуса Христа, истинного Сына Божия, – святой Аникита красноречи­во поведал царю о безначальном рождестве Сына Божия и Его воплощении, по исполнении лет, для нашего спасения; в то же время он порицал заблуждение идолопоклонников, называя богов языческих глухими и бесчувственными. Царь, полный гнева и ярости, не в силах был выслушивать боговдохновенную ­проповедь святого Аникиты и приказал ему тотчас же обрезать язык, но он и после этого говорил ясно, славя Христа Бога; затем его были воловьими жилами так жестоко и так долго, что обнажились кости. Но святой Аникита, – точно не он, а кто другой подвергался мучениям, – мужественно переносил страдания и громко проповедовал смотревшему на него народу, что Христос есть единый истинный Бог. После этого царь велел отдать святого Аникиту на съедение зверям: был выпущен громадный лев, который, с грозным ревом приблизившись к мученику, неожиданно сделался смирнее ягненка: он ласкался ко святому и пот, выступивший от мучений на его челе и щеках, отер, как губою, лапою. Внезапно началось сильное землетрясение, отчего упало капище Геркулеса, и под обвалившейся городской стеной погибло много язычников. Палач занес меч, чтобы отсечь голову святому, но сам упал без чувств. Святого Аникиту стали колесовать и палить огнем, но колесо остановилось, а огонь погас. Мученика бросили в котел с кипящим оловом, но олово остыло. Так Господь хранил Своего раба для утверждения многих.

Племянник мученика — святой Фотий, приветствовал страдальца и, обратившись к царю, заметил: «Идолопоклонник, твои боги — ничто!». Меч, занесенный над новым исповедником, поразил самого палача. Мучеников посадили в темницу. Через три дня Диоклитиан стал уговаривать их: «Поклонитесь богам нашим, и я прославлю вас и обогащу». Мученики отвечали: «Погибни ты со своею честью и богатством!». Тогда их привязали за ноги к диким коням, но святые, влачимые по земле, оставались невредимыми. Не пострадали они и в накаленной бане, которая развалилась. Наконец Диоклитиан велел разжечь огромную печь, и множество христиан, воодушевленных подвигами святых Фотия и Аникиты, сами ступили в нее со словами: «Мы христиане!». Все они скончались с молитвою на устах.

Тела святых Аникиты и Фотия не пострадали от огня и даже волосы их остались целы. Видя это, многие из язычников уверовали во Христа. Это событие произошло в 305 году.

Традиции и обряды на Фотя Поветенный

Главные традиции 25 августа — Уборка нежилых помещений, обряд изгнания нечистой силы вересковым веником, озимые посевы, сбор черемухи.

— В народе этот день был связан с уборкой нежилых помещений в деревнях и селах. В народе такие места именовали поветями (поветка, поветье). Отсюда и название праздника. «Фотя Поветенный хозяину покоя не дает — на поветь зовет», — говорили мужики. По их убеждению, нельзя было допустить, чтобы «на поветях черт ногу переломил».

— 25 августа проводится обряд изгнания в этих местах нечистой силы с помощью верескового веника, которым метут по полу.

— На Фотю с утра примечали: если выпал иней, значит можно ждать хорошего урожая озимых на следующий год. Если в этот день было дождливо — не стоило надеяться на длинное бабье лето. А теплая и ясная погода предвещала в лесу множество белых грибов.

— Во многих областях в этот день сеют озимые. После чего тоже занимаются уборкой.

— В некоторых белорусских районах считается, что следующая неделя неблагоприятна для посева хлеба, потому что из помола получится «червивая» мука с мошками, которых невозможно будет вывести.

— На Фотю Поветенного собирают созревшую черемуху.

Приметы и поговорки на Фотя Поветенный

— Если с утра на траве изморозь – урожай озимых будет хорошим.

— Если 25 августа день выдался пасмурным и дождливым – ясных теплых дней ранней осенью будет мало.

— Если кошка моет шерсть на голове – будет тепло и солнечно.

— Если на Фотю Поветенного ясно и тепло – уродится белый гриб.

— Фотя-Поветенный хозяину покоя не даёт — на поветь зовёт.

— Курительная трубка трещит при курении — перед дождем.

— Петухи теряют перья в это время — к затяжной осени.

— Если даже при отсутствии дождя в воздухе ощущается сырость как днем, так и ночью, жди затяжного ненастья.

— Если сено на лугу отсыревает, следует ожидать дождя, возможно, сопровождающегося грозой.

Именины 25 августа

Ефим, Герман, Илья, Петр, Яков, Иван, Виссарион, Антон, Аркадий, Николай.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий