К сожалению, многие наши современники-вязниковцы, сетуя об утрате Казанского собора в центре города, даже не подозревают о том, что церквей, входящих в храмовый комплекс, было две. Следует признать, что этот один из поводов поругать советскую власть был перенят из уст других таких же несведущих горожан. Винить в незнании этого факта вряд ли нужно, поскольку длительное время в силу разных причин история собора умалчивалась, упоминание второй церкви было вскользь, когда главенствующая роль в тех рассказах отдавалась хранителю чудотворной иконы и более древнему сооружению – Казанскому собору, имя которого стало обобщающим для всего ансамбля церквей на Базарной площади.
В 1622 году в Никольскую церковь в Вязниковской слободе была приложена икона Казанской Божией Матери, написанная старцем Николо-Шартомского монастыря Иоакимом, а по легенде, созданной монахинями Ириной и Александрой (женой вотчинника слободы князя Мстиславского Доминикой Михайловной и его сестрой Ириной Ивановной), найденной в ветвях вяза не берегу Клязьмы. Она была деревянной, несомненно существовала и ранее. Некоторые исследователи называют Никольскую церковь первым слободским храмом. Во всяком случае, она была самостоятельной, не имея никакого отношения к храму Казанской Божией Матери вплоть до 1746 года.
В 1694 году патриархом Адрианом была дана грамота на постройку каменной Никольской церкви:
«Бил челом нам святейшему Патриарху Вязниковский посадский человек Михайло Лаврентьев сын Городецкой, да в челобитной ево написано: в городе Ярополче подле соборныя каменныя церкви Пресв. Богородицы Казанския, построена другая деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, и ныне он обещался вместо той деревянной церкви построить на том же месте каменную церковь, и аз великий Господин святейший Кир Адриан Божиею милостию Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх пожаловал благословил, велел старую деревянную церковь разобрать, и в городе Ярополче подле соборныя Богородицкие церкви, на прежнем Николаевском церковном месте, построить новую каменную церковь, трапезу тёплую, во имя Николая Чудотворца».
Закончена и освящена церковь в 1698 году. Это была приземистая зимняя церковь, в которой велось богослужение в холодное время. Выстроенная без колокольни по классическому типу «корабля», она располагалась на правом берегу Волшника, всего в паре десятков метров от речки. «Примеряя» церковь к современному городу, она находилась как раз перед зданием почты, обращённая апсидой алтаря к нынешнему въезду на рынок.
Прежнюю деревянную церковь разобрали и сожгли.
Полтораста лет простояла каменная Никольская церковь, пока за ветхостью в середине XIX века не пришлось её закрыть – стены и арки храма покрылись трещинами. Посещавший Вязники архиепископ Феофан (Говоров) в августе 1864 года обратил внимание на опасность богослужений в церкви, указав на необходимость возведения нового зимнего храма или ремонта старого.
Меж тем, потребность в богослужениях в зимнее время оставалась. После прошения причта Казанского собора об устройстве тёплого храма, из Владимирской духовной консистории последовало разрешение о постройке церкви «на церковную кошельковую сумму», которая начата 13 июля того же года и закончена в 1874 году. Впрочем, практически полностью её строительство было оплачено купцом Сеньковым и его наследниками. На их же средства приобреталась и храмовая утварь.
Чин освящения в октябре 1874 года совершил сам высокопреосвященнейший Антоний (Павлинский), архиепископ Владимирский и Суздальский.
Почему не стали восстанавливать старую церковь? Причин тому было несколько. Вместимость храма конца XVII века не отвечала значительно выросшему населению Вязников. Требовалась более просторная церковь и была возможность построить таковую, «затмив» величием полуразвалившийся уже храм. Понятие «памятник истории» в те времена отсутствовало вовсе. К церковным постройкам, да и вообще к безмолвным свидетелям былого, относились как к данности в лучшем случае. Старые деревянные храмы в одночасье заменяли новыми без оглядки на их историю, и уж конечно не думая о сохранении для потомков. С каменными сооружениями поступали точно также – запросто разбирали, перебирали, достраивали, существенно изменяя их облик, невзирая на их культурно-историческое значение. Совсем через немного времени внимание общественности обратилось к памятникам старины и любые даже незначительные изменения в облике древних сооружений согласовывались с археологами. Но тогда положение дел выглядело иначе. Полтора века истории Никольской церкви не имели никакого значения. Известны случаи подобного отношения к более «возрастным» постройкам, когда во времена Екатерины II был едва не был потерян владимирский Успенский кафедральный собор, а в недавние (по отношению к описываемому времени) 1830-е изуродован «реставрацией» его ближайший сосед – Дмитриевский собор. На фоне такого отношения к древности что говорить о неприметной церкви в провинциальном захолустье!
В 1875 году от епархиального начальства получено разрешение сломать старый Никольский храм, что и было сделано. Полученный кирпич употребили на строительство церковной ограды вокруг Казанского собора, Никольской зимней соборной церкви и колокольни. Сегодня подле уцелевшей угловой башенки-часовни остался столбик – единственный фрагмент бывшей некогда ограды, сооружённой из кирпича прежней Никольской церкви.
Однако старый храм не забыли. В феврале 1883 году соборное духовенство во главе с настоятелем о. Иоанном Смирновым обратилось в консисторию за дозволением постройки на месте алтаря разобранной Никольской церкви часовни в честь святителя и чудотворца Николая. Разрешение было дано, проект часовни создал архитектор Николай Корицкий.
Николай Дмитриевич был потомственным дворянином Владимирской губернии, служил Владимирским епархиальным архитектором с 1882 по 1898 год. Его отец также был архитектором во Владимире, но губернским, а дед – Андрей Григорьевич Корицкий – служил в Вязниках уездным стряпчим. Сам Николай Дмитриевич в создаваемых им сооружениях культовой и гражданской архитектуры тяготел к псевдорусскому стилю, использовавшему мотивы древнерусской архитектуры. Дошедшими до наших дней детищами епархиального архитектора Корицкого являются водонапорная башня в старом Коврове, колокольня церкви Елены и Константина во Владимире. Принимал Николай Дмитриевич участие в реставрации Успенского собора. Но все эти проекты были потом, а Никольская часовня в Вязниках стала одной из первых его работ за 16 лет пребывания на посту епархиального архитектора.
Собственно, на этом история древней Никольской церкви в Вязниках, заканчивается. Часовня благополучно простояла без малого полвека справа от соборных Святых врат, принимая богомольцев и расположившихся на ступенях паперти просящих милостыню. В 1890-е годы её косметически обновили к приезду владимирского архиепископа Сергия (Спасского). Новый Никольский зимний храм, сохраняя своё посвящение – уже совсем иная постройка, а наследником той первой каменной церквушки являлась, скорее, эта часовня.
Все они – и оба храма, и часовня, и ограда с башенками – были разобраны руками человеческими в период с 1929 по 1936 год. Но это уже другая история.
Автор:
По материалам