Кинешемский погост

Под Вязниками, в долине Клязьмы, среди озер и заливных лугов, болот и зелёных дубрав, на едва заметном пригорке возвышается одинокая церковь. Это место известно многим жителям райцентра благодаря расположенной поблизости и до недавнего времени благополучно действовавшей турбазе. Да и жители окрестных деревень знают о ней не понаслышке, из года в год погребая на старом церковном кладбище усопших родственников. Эта церковь известна под названием «Никола». И лишь немногие знают, что у этого места есть и другое название – Кинешемский погост.

На Руси термин погост не всегда означал место погребения. На северо-западе Древней Руси погостом был центр сельской общины. В XV-XVII веках так называли крупные селения с церковью и кладбищем (нынешние сёла, к примеру). Начиная с XVIII столетия, в погосты превратились отдельно стоящие церкви с кладбищами. И лишь позже погост стал термином, означающим просто кладбище.
Кинешемский погост – отдельно стоящая церковь, от которой до ближайшего селения чуть более двух километров.

кинешемский погост,

Первое упоминание о нём датируется 1628-м годом и находится в Патриарших окладных книгах. Тогда упоминалась «церковь великого Чудотворца Николы Кинешемского в вотчине боярина князя Фёдора Ив. Мстиславского княгини Ирины в Ярополческой волости за рекою за Клязьмою на луговой стороне на погосте». Как и подавляющее большинство церквей того времени, Никольский храм был деревянным.
В 1653 году в приходе Никольской церкви погоста было 149 дворов. Причт состоял из трёх священников и пономаря. Далее об этой церкви ничего не известно.

кинешемский погост,

В 1698 году была выстроена новая деревянная церковь вместо прежней ветхой Никольской и освящена в честь праздника Рождества Христова. Храм был отапливаемый, поэтому службы в нём велись и зимой. Простояв менее полувека, Христорождественская церковь обветшала. Как говорят исторические документы, «иконостаса в ней не было, полы и потолки провалились, крест, глава и вся кровля обвалились», и к 1761 году «лет 20 в ней не было уже службы». Таковое бедственное положение Христорождественской церкви было отражено в прошении архиепископу Владимирскому и Яропольскому Антонию (Карталинскому) о разрешении на постройку нового зимнего храма. Благословение на строительство было получено и, кстати говоря, храмозданная грамота, данная тогда епископом, хранилась в погосте до самого его разорения. Вместо обветшавшего храма в 1796 году силами прихожан была возведена новая деревянная церковь, которая также была освящена в честь Рождества Христова. Этот храм простоял до 1840-х годов, когда был разобран за ненадобностью.

кинешемский погост,

В 1807 году в Кинешемском погосте началось возведение новой каменной церкви. Всего через два года после начала строительства была освящена трапеза. Но лишь в 1821 году появился холодный храм об одной главе. Главный престол был освящён в честь святителя и чудотворца Николая, а придельный – в память об издавна существовавшем здесь Христорождественском престоле.

В 1851 году к церкви Кинешемского погоста был добавлен, что называется, последний штрих: на средства прихожан была выстроена каменная колокольня, заложенная в августе 1847 года. Об этом событии до сих пор повествует прекрасно сохранившаяся белокаменная памятная доска над северным входом в колокольню: «Заложена 1847 августа 15 дня священниками Семёном Селецким Стефаном Лавровым с причтом старостою церковным Романом Босняевым подрятчиком Гороховского уезду Дмитрием Савельевым Деровым на церковную суму и усердием прихожан окончено 1851». Впрочем, существуют погостские документы, указывающие окончание возведения колокольни в 1849 году. Именно при строительстве каменной колокольни был разобран последний деревянный храм Кинешемского погоста 1796 года в честь Рождества Христова, о котором уже говорилось выше.

Новая каменная церковь с прилегающим к ней кладбищем была обнесена каменной оградой с каменными же Святыми воротами и каменной сторожкой 1840-го года.

кинешемский погост,
кинешемский погост,
кинешемский погост,

В Никольский храм были перенесены иконы из прежних деревянных церквей. Среди них – икона Николая Чудотворца Можайского в житии. Этот образ почитался не только прихожанами храма, но и других окрестных деревень, находящихся в приходах соседних церквей. По преданию, икона эта явилась местным жителям на дереве. На месте появления этого образа и был впервые построен храм, названный Никольским, а икона была приложена в эту церковь.

кинешемский погост,

Длительное время причт церкви был довольно обширен и состоял из двух священников, диакона, двух дьячков и двух пономарей. Все они проживали тут же – при церкви в своих деревянных домах, питаясь заработанными от требоисправлений средствами, сдавая в аренду пахотные и сенокосные церковные земли. Позднее к церковному капиталу прибавились приложенные по большей части жертвователями банковские билеты, проценты от которых шли в пользу доходов церковных служителей. Но даже после сокращения в 1870-е годы причта до священника и псаломщика их доходы никогда не оценивались как достаточные.

кинешемский погост,

К слову, церкви принадлежало в разное время до 130 десятин наделов (это более 140 гектар), среди которой были и дубовый лес, и «вода с рыбными ловлями», пахотная и сенокосная земли, а также неудобная – под дорогами и кустарником.

кинешемский погост,

В приходе погоста числилась 20 деревень, расстоянием от церкви от 3 до 12 вёрст. С уменьшением причта уменьшилось количество приходских деревень. Приписанными к Никольской церкви остались Ступина, Митина, Сельцова, Палкина, Козлова, Жукова, Бурина (она стала самой дальней – в 9 верстах). Остальные селения, более отдалённые и имеющие серьёзные препятствия к сообщению, перечислили в приходы соседних церквей. Впрочем, это не решило проблему труднодоступности: дожди и разлив Клязьмы делали «сообщение весной и осенью весьма затруднительным». К слову, заливавшая на много километров в округе вешняя вода зачастую подступала к самым Святым воротам Никольской церкви. Но никогда ни кладбище, ни храм не оказывались затопленными. В такие времена люди к службе или для совершения печальных погребальных обрядов приезжали сюда в лодках и тогда пространство вокруг церкви походило на подобие маленькой пристани.

Как и везде, образованием прихожан занимался священник. До сокращения прихода в деревне Порзамка при волостном правлении содержалось училище, а в 1885 году прямо в погосте была открыта церковно-приходская школа, разместившаяся в просторном деревянном пятистенном доме с железной крышей. Там же проживала учительница, обучавшая крестьянских детей основам арифметики и письму. В этом же доме находилась и церковная сторожка, заменившая собой каменную при церкви, о которой к тому времени упоминаний уже не находится. В 1896 году в отдалённом конце прихода – в деревне Козлова – открыта школа грамоты со своим учителем, сначала помещавшаяся в наёмном крестьянском доме, а в 1900 году названная Христорождественской и переехавшая в специально построенный дом. Заведующим и законоучителем в обеих школах был приходской священник.

При советской власти, начиная с 1920-х годов, началось разорение Никольской церкви, а перед войной с арестом последнего священника она была закрыта. Рассказывают, что до середины 1950-х годов храм оставался нетронутым, но постепенное разрушение под стихией окончательно довершили люди. Дерево крыши и иконостаса сгодилось в хозяйстве, церковные стены стали убежищем для туристов, кресты на главах и святые лики – мишенями для владельцев огнестрельного оружия, гордо именующих себя охотниками. Охотниками на кого?..
Старинное кладбище несколько раз поменяло свой облик: новые захоронения поглотили под собой дореволюционные могилы, а после и они исчезли, стёртые погребениями последних десятилетий. О том, что когда-то рядом жили люди, напоминают несколько едва заметных углублений подле разрушенной церковной ограды, означающих места расположений домов, да одичавший без должного ухода сливовый сад с парой яблонь.

Чуть было не погибший храм восстанавливается в наши дни. И это уже новая страница двухсотлетней жизни Никольской церкви Кинешемского погоста.

Автор: Ирши Гук.
По материалам Вязниковского вольного краеведческого общества им. протоиерея К.А. Веселовского.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Ярополч.ру
Добавить комментарий